Испытание Эверестом: финансистка Елена Круглова о подъеме в горы

Директор по развитию УК «Капиталъ» Елена Круглова поднялась в базовый лагерь, откуда стартуют восхождения на высочайший пик Земли. И там, наверху, она поняла, что для современного человека горы — не только источник острых ощущений, но и беспроигрышный способ почувствовать себя счастливым.

Наше путешествие в Непал началось с прибытия в Катманду, где нужно было докупить некоторое снаряжение. Город поразил шумом, пылью, хаосом и вечными пробками. Впрочем, одна ночевка — и мы уже вылетели в Луклу. Эверест находится на границе Китая и Непала, но добраться к нему по земле со стороны последнего невозможно — нет автомобильной дороги. Зато в 50 километрах расположен крошечный аэропорт в горах с полосой всего 527 метров.

В Лукле мы оказались в другом мире, в котором нет наземного транспорта, центрального водопровода и даже электричества. Все необходимое — от стройматериалов и дизеля до яиц и газировки — приходится нести на себе или грузить на яка. В таких условиях местным жителям удается строить добротные дома, содержать прекрасные рестораны. А качество укладки тротуарной плитки в некоторых местах превосходит московское.

Предполагалось, что первый день в горах станет для нас самым простым — в Лукле всего 2800 метров над уровнем моря, перепад высот по ходу нашего движения пока что был небольшим. Мы прошли по тропе с висячими мостами 12 километров — вдоль белоснежных вершин, мимо водопадов. И все же 15 килограммов за спиной с непривычки дали о себе знать. До поселения Монжо мы добрались сильно уставшими, и именно в этот момент пришло осознание, что впереди нас ожидает нелегкий путь. Остановились в гостинице — тут их называют лоджи. Сфера услуг в тех местах развита очень хорошо: на всем пути встречается много отельчиков с уютными комнатами и вкусной едой.

После ночевки в Монжо мы направились в поселок Намче-Базар. Идти всего пять километров, но быстро стало понятно, что расстояние от точки до точки не имеет никакого значения, потому что преодолевать его надо то поднимаясь на 800 метров вверх, то спускаясь на 200 метров вниз. В самом Намче-Базаре оказалось очень мило и опрятно. Там есть магазины, больницы, школы, храмы, музеи и кинотеатр. Говорят, местные красоты оценил даже президент США Джимми Картер. По крайней мере, в лодже, где мы останавливались, висит памятная табличка, что он был здесь в 1985 году.

1/2

В поселке мы пообедали, оставили рюкзаки и пошли дальше вверх. Чтобы сохранять хорошее самочувствие в горах, необходима правильная акклиматизация. Для этого днем желательно забраться как можно выше, а спать спуститься пониже. Мы поднялись на 500 метров, по пути встретив аэродром. Когда-то можно было прилететь сюда. Только вот попасть сразу же на высоту 3800 метров опасно для неподготовленного организма, несколько человек из-за этого умерло. После трагических случаев аэропорт для пассажиров закрыли.

Мы же благодаря постепенному «набору высоты» чувствовали себя прекрасно и на следующий день продолжили путь. Дорога в этот раз была очень приятной, почти прямой — идти просто. Случайно мы стали свидетелями Everest Trail Race — уникального шестидневного горного марафона. Пообедали в Phunki Thanga — красивейшем месте у водопадов с висячим мостом, после которого нас ждал 600-метровый подъем до Тенгбоче, одного из самых высокогорных монастырей с видом на Эверест. Для марафонцев тут был финиш, но наш путь лежал еще дальше — в поселок Дебоче, который располагается на 100 метров ниже. Если есть возможность спать на меньшей высоте, ею надо пользоваться.

Дальнейшая точка на нашем маршруте была обозначена на карте как населенный пункт Оршо. По факту это оказался один домик на краю пропасти посреди пустынного горного пейзажа. Природа по мере нашего подъема менялась — исчезли деревья, остались кустарники, напоминающие чертополох. Перед нами открылся прекрасный вид на гору Ама-Даблам. Правда, впечатления омрачил трагический факт — буквально несколькими днями ранее здесь совершил свой последний прыжок российский бейсджампер Валерий Розов.

На следующий день мы были в местечке Дингбоче и для акклиматизации поднялись на расположенную рядом гору. Мы впервые преодолели отметку в 5000 метров, а такая высота уже очень ощутима. Давление на ней почти в два раза ниже, чем на уровне моря. Соответственно, и кислорода с каждым вдохом поступает вдвое меньше. Через каждые десять метров подъема хочется отдохнуть и отдышаться.

После очередной ночевки мы добрались до поселка Чукхунг. Цель была — подняться на вершину Чукхунг-Ри до заветной отметки в 5555 метров. Но обстоятельства этому помешали. На высоте 5300 метров мы увидели, что надвигаются облака. Ранее на Эльбрусе мы были свидетелями, как быстро в горах безветренная солнечная погода сменяется крупным градом, резким понижением температуры и видимостью в пять метров. Попасть в такую ситуацию в Гималаях без гида нам не хотелось, и мы решили спускаться.

1/4

Дальше по плану нас ждал переход через перевал Конгма-Ла. Но, взвесив все за и против, вспомнив поговорку «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет», мы направились к поселку Лобуче чуть более длинным, зато гораздо более легким путем. Перевал находится на высоте 5500 метров, а мы к ней не вполне адаптировались, поэтому приходилось быть осмотрительными. Горная болезнь может прийти неожиданно, вызвать отек легких, а то и мозга. В этой ситуации спасет только вызов вертолета и спуск вниз, но на перевале нет сотовой связи, как и населенных пунктов.

Днем позже мы выдвинулись из Лобуче в поселок Горакшеп. По дороге обнаружили интересный оптический эффект: казалось, будто до ближайшего холма рукой подать, а на самом деле до него было много километров. Дело в чистоте воздуха и размере гор. Именно тут ощущаешь, насколько Гималаи масштабны.

От Горакшепа путь лежал к базовому лагерю для покорителей Эвереста, находящемуся на леднике. Восхождения совершаются, как правило, в мае и июне. Говорят, в это время тут тысячи палаток, а в ноябре — не сезон, поэтому мы не обнаружили ни одной. К тому же, как это ни странно, из базового лагеря самого Эвереста практически не видно, только очень маленький кусочек. В любом случае мы просто не могли не посетить это легендарное место ради того, чтобы насладиться видом на ледопад Кхумбу.

Наконец, мы двинулись к основной цели нашего похода — на вершину Кала-Патхар. Она больше похожа на небольшой черный холмик, окруженный горами-гигантами, хотя вообще-то на несколько метров выше Эльбруса — самой высокой точки в России и Европе. С вершины открывается красивый вид на Эверест, именно отсюда делают фотографии для открыток. Нам это место запомнилось сильнейшим ветром, было страшно встать во весь рост — казалось, что тебя может просто унести.

С этого момента начался наш путь вниз. У нас, наконец, были силы обратить внимание на всю окружающую красоту. На подъем требуется много дефицитного кислорода, поэтому организм экономит на чем только может. И в первую очередь на активности мозга: в голове нет никаких лишних мыслей. А затем то, к чему люди приходят после долгих медитаций, происходит само собой. При спуске мозг получает намного больше кислорода — и возвращаются мысли, рождаются необычные идеи, уходит усталость. Ты просто погружаешься в счастье — пережитые сложности быстро забываются, а ощущение радости остается. Думаю, именно поэтому в горы всегда хочется вернуться.